ГИЛЬДЕНДОРФ МЕЖДУ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ

02.02.2016    1183 0
ГИЛЬДЕНДОРФ МЕЖДУ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ

Часть 1-я. За период Гражданской войны село Гильдендорф с марта по ноябрь 1918-го года было занято австро-германскими войсками, а с августа 1919-го по по январь 1920-го — деникинскими.

Дважды, второй раз окончательно (вплоть до 1991-го года), в колонии устанавливалась советская власть.

За счёт главным образом немецкого населения приодесских сёл, в том числе и Гильдендорфа, в этой местности в период австро-германской оккупации, была сформирована немецкая дивизия, следы которой теряются в запасниках как российских, так и немецких архивов. 

Также в период 1918-1919 гг. в немецких сёлах Одесщины «для ограждения жизни и имущества граждан от посягательств тёмных элементов» создавались отряды самообороны. Первый раз в этот период отряды самообороны были сформированы совершенно спонтанно в марте 1918-го года, но с приходом австро-германских войск и соответственной администрации оружие у колонистских самообороновцев было отобрано. Позднее его было разрешено хранить под ответственностью волостных и сельских должностных лиц. 

Воссоздание системы самообороны после ухода австро-германских войск стало результатом деятельности и заслугой Центрального комитета Союза немцев-колонистов Черноморского края, располагавшегося в Одессе по улице Новосельского, 68. 12-го ноября 1918-го года Комитетом было опубликовано обращение ко всем немецким поселениям края с обоснованием необходимости организации собственной системы самообороны. Во главе таких отрядов стояли сельские коменданты, которые подчинялись начальнику Самообороны немцев-колонистов Черноморского края генерал-майору Густаву Адольфу Шеллю.

Центральный комитет Союза немцев-колонистов действовал при различных властях и играл значительную роль в жизни немецких сёл Херсонской губернии в этот неспокойный период. Так, 10-12 октября 1919-го года в Одессе комитетом был проведён конгресс немцев-колонистов Херсонской губернии, на котором было принято решение наделить безземельных и малоземельных крестьян на правах аренды за ограниченную плату, а также выработаны меры для его осуществления, в том числе «Правил для хозяйственных советов в немецких колониях Херсонской губернии». Ещё один итог конгресса — готовность, ввиду чрезвычайного положения, отказаться от освобождения от воинской повинности и связанных с этим льгот. В повестку дня были включены также вопросы о школе, о мерах помощи разорённым большевиками колониям, о Торговом бюро и пр.

Немцы, в своём подавляющем большинстве зажиточные крестьяне, негативно восприняли новый большевистский порядок, в первый раз установившийся в крае в апреле 1919-го года. Поэтому уже в июле-августе 1919-го года «кулацко-немецкое» население Гильдендорфа, Люстдорфа и немецких сёл Овидиопольского района организовало восстание против советской власти. 

Вероятнее всего, восстание было подготовлено деятельностью отрядов самообороны, а также наличием органов самоуправления у немецкого населения в предыдущий период времени. Антибольшевистское выступление скорее всего было стимулировано продвижением Добровольческой армии генерала Деникина в направлении Одессы. Увы, восстание было жесточайшим образом подавлено большевиками ещё до прихода деникинских войск. 

Достаточно длительным и отнюдь не единовременным было формирование органов советской власти на местах, а также формирование административно-территориального устройства на этих землях. В апреле-июне 1919-го года на Одесщине впервые были образованы волостные исполнительные комитеты, распущенные в августе того же года в связи с наступлением белогвардейских войск.

С февраля по апрель 1920-го года власть в волостях находилась у волостных ревкомов. В апреле 1920-го по приказу Реввоенсовета Юго-Западного фронта власть снова была передана ревкомам, а с февраля возвращена волостным исполкомам, прекратившим свою деятельность в марте 1923-го года в связи с ликвидацией волостей.

Противоречивость этого переломного периода в истории страны для гильдендорфцев отражается на страницах периодической печати того времени. Так газета «Большевик» за 30 июня 1920 г. сообщает: «На общих сборах крестьян с. Гильдендорф членом одесского губисполкома товарищем Тебгартом был сделан доклад по поводу текущего момента. Вынесены следующие постановления:

      Мы, крестьяне с. Гильдендорф, убедившись, что советская власть является действительно настоящей властью работающих рабочих и крестьян и что лишь победная Красная армия является защитником рабоче-крестьянского правительства, решили всеми силами идти навстречу Красной армии, выполнять по мере возможности государственную хлебную развёрстку и вести активную борьбу с дезертирством и провокациями».

Совершенно недавно было подавлено восстание в самом Гильдендорфе, но жители села в начале 1921-го года «гневно» выступают против Кронштадского мятежа: «12-го марта, в годовщину освобождения от царской тирании, был собран большой митинг в с. Гильдендорф. В митинге участвовали граждане села, все ученики и ученицы и красноармейцы Н-го инженерно-рабочего батальона.

С горячей речью выступил и командир Н-й роты рабочего батальона, красноармеец т. Филонов и другие.

В связи с кронштадским мятежом на митинге была принята следующая резолюция:

Шлём проклятие мятежникам и изменникам и клянёмся, что мы ещё дружнее сомкнём свои ряды для борьбы с врагами рабочих и крестьян. Пусть помнят золотопогонники, поднявшие мятеж, что они являются грязными лакеями Антанты и пощады от нас им не будет. Да здравствует коммунистическая партия — авангард мировой пролетарской революции. Да здравствует геройская Красная армия!»

После митинга по улицам с. Гильдендорф оркестром музыки из граждан стройными рядами проходили красноармейцы с плакатами, а за ними шли ученики и ученицы, представители сельревкома с комнезаможами и др.

Чувствовался большой подъём. Революционные песни слышны были по всему селу ещё долго после митинга».

Продолжение читайте здесь 

Олег Зиньковский 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!



КОММЕНТИРОВАТЬ:


КОММЕНТАРИИ: