Культура питания наших предков
Традиционная православная кухня. Что готовили и ели наши предки?
Наверняка каждая хозяйка пользуется рецептом, который ей достался от мамы, бабушки, прабабушки. Эти рецепты женщины бережно хранят, передавая из поколения в поколение. Богатство нашей культуры невозможно представить без православной кухни, известной не только вкусными, но и полезными кушаньями. Чтобы наиболее полно ощутить кулинарные предпочтения наших предков и передать атмосферу прошлых веков, мы приведем цитаты писателей того времени.
Православные календарные праздники посвящены важным событиям Нового Завета и памяти святых: Рождество, Крещение, Пасха, Спас, Николин день, День Петра и Павла и др. Эти дни играли в жизни наших предков важнейшую роль.
Большое значение имела и праздничная трапеза, за которой люди отдыхали после богослужений, общались с близкими. Отношение к праздничным и будничным трапезам было очень серьезным. Перед едой было принято молиться, благодарить Господа. Наши предки с детства знали, что пища, принятая с молитвой, приносит особую пользу организму и препятствует болезням. К каждому празднику готовили традиционные блюда. Например, в день святых апостолов Петра и Павла было принято готовить яства из рыбы и морепродуктов, на масленицу обычно пекли блины.
Люди тщательно готовились к рождественским застольям задолго до прихода праздника. После длительного поста (во время которого питались, как правило, овощами и крупами), готовили в большом количестве мясные продукты. Традиционные рождественские блюда — заливной или фаршированный поросенок, запеченный окорок, фаршированная птица (гусь, индейка и др.). На праздничном столе в изобилии были холодные и горячие блюда из свинины и говядины, птицы и дичи, домашние колбасы и копчености, студни, горячие супы (лапша с потрохами или мясом, бульон куриный и т.д.), пироги с мясом, грибами, яйцами, рисом. Праздничными блюдами также считались домашняя свиная колбаса, жареная свинина или баранина с гречневой кашей, колядки, медовые пряники, ломанцы с медом и маком.
Богат и разнообразен был выбор праздничных напитков — домашнее пиво и брага, медовые и ягодные квасы, морсы, меды легкие и крепкие, водка, настойки, наливки и вина. Выпекали мелкие кондитерские изделия: пряники, булочки с орехами, маком, медом, колядки с различными начинками (постные в Сочельник и скоромные на Рождество), печенье в виде коровок, петушков и др. В богатых семьях подавали до 40 различных блюд (по числу дней Рождественского поста).
Пасхальный стол всегда отличался праздничным великолепием, был вкусным, обильным и красивым. Ниже представлена уборка (меню) стола на Святое Христово Воскресение, которое описано в кулинарной книге XIX в.: « Яйца крашеные, пасха, кулич, форшмак царский, ветчина копчёная или вареная, колбаса разная, говядина по-охотничьи, мясо по-любительски, жареные телячьи ноги, заливное из дичи, поросенок жареный, индейки фаршированные, гусь с яблоками, желе «куриное гнездо», торты, «барашек» из сливочного масла, баба заварная и тюлевая, мазурки польские, разные наливки и вина». Готовили также мясные рулеты, паштеты, творожники (запеканки, пудинги и другие изделия из творога), блины, пироги, медовые пряники и другие мелкие изделия из пшеничной муки с изображением крестиков, животных, птиц. В жаркое время года были популярны холодные первые блюда (окрошки, зеленые щи и др.), из напитков - квасы, морсы и меды, домашнее пиво и брага.
Конечно, праздничный стол зависел не только от вкусов, но прежде всего от денежного достатка людей. В небогатых семьях меню было скромнее, но по сравнению с повседневной пищей праздничная еда была намного разнообразнее. В. Агафонов в книге «Мое Самарово» описывает праздничное застолье простых сельских жителей XIX века: «Вернувшись после Пасхальной службы домой, разговлялись: каждый съедал половинку крашеного яйца и кусочек кулича, садились за стол, и начинался обильный неторопливый праздничный завтрак... Первым на столе появлялось большое глиняное блюдо мясных щей с кислым ржаным хлебом. Затем шла похлебка из бараньих потрохов с пресным караваем, а за ней — пшенная каша на молоке. После каши была румяная яичница в глубокой миске. Яичницей называлась мешанка из картофельного пюре с молоком и яйцами. Иногда для желающих предлагался еще лапшинник — густая лапша с топленым маслом... Наконец на стол ставили поющий самовар...» [1].
Несмотря на различия в меню, обязательными блюдами на пасхальном столе всегда были и остаются пасха, кулич и крашеные яйца. Горячие блюда в этот праздник, как правило, к столу не подавались, не принято было также готовить рыбу. Праздничный стол состоял, в основном, из холодных закусок и блюд. Со временем эта традиция забылась, и современный пасхальный стол представлен самым разнообразным ассортиментом холодных и горячих блюд и закусок.
Для написания статьи мы использовали литературу прошлых веков:
- Агафонов В.И. Моё Самарово/ Семья и школа.-1991.
- Шмелёв И. С. Лето Господне: [Праздники. Радости. Скорби]; Богомолье; Статьи о Москве / Составление, вступительная статья, комментарий Б. Н. Любимова. — М.: Московский рабочий, 1990.
- Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравы великорусского народа XVI и XVII столетия. Спб., 1903.С.112.
- Романенко Е. Повседневная жизнь русского средневекового монастыря. М.: Молодая гвардия, 2002 г.
- Цепков А. Расходная книга Патриаршего приказа кушаньям, подававшимся патриарху Адриану. Путешествие через Московию Корнелия де Бруина. Рязань: Александрия, 2010 г.