Гильдендорф создавался в соответствии с однотипным и официально утверждённым планом, который по происхождению и типу был характерен для сёл Вюртемберга и Эльзаса.
Как и в южных регионах Германии, такие сёла назывались «лангдорфер», — «длинные сёла». Улицы села располагались с юго-запада на северо-восток по обе стороны вдоль балки, впадавшей к югу от села в Куяльницкий лиман. Дома, некоторые из которых в перестроенном или не перестроенном виде сохранились до настоящего времени, располагались перпендикулярно улице, вход находился со стороны двора, то есть с юго-запада. Кладбище, на котором до наших дней сохранились немецкие надмогильные памятники, находилось на юго-западной окраине села.
Неизвестно, строили ли первые немецкие колонисты свои дома из самана, как другие германские поселенцы, но все сохранившиеся до наших дней колонистские дома в Гильдендорфе — каменные.
К концу ХІХ в. камышовые крыши, не так давно сменившие соломенные, теперь сами были сменены на черепичные, а в начале ХХ века появились первые крыши из листового железа. На период конца ХІХ — начала ХХ веков приходится и полный переход немецких строителей на камень-ракушечник и обожжённый кирпич, который к тому времени уже производился в тех краях в достаточном количестве.
Немецкий колонистский дом обычно делился на две части: жилую и нежилую. Жилые помещения в основном обычно состояли из двух комнат, разделённых сенями и кухней. Обе комнаты были как правило меблированы одинаково, только передняя, «парадная» комната отличалась наличием большего числа подушек на кроватях. Иногда каждая из комнат делилась перегородкой ещё на две, то есть, собственно комната перегородкой отделялась от спальни. В некоторых домах имелось трюмо. Мебель в основном изготавливали сами, однако встречалась и мебель, приобретённая в Одессе.
Под одной крышей с жилыми чаще всего строились нежилые хозяйственные помещения: хлев для скота, сарай для сельхозинвентаря, хозяйственные пристройки. Такой тип планировки в архитектуре в этнографической литературе получил название «длинный» или однорядный дом. Ряд специалистов считает, что такую планировку у немцев позаимствовали и ряд других народов Южной Украины, такие как болгары, гагаузы, украинцы, албанцы.
Комнаты обогревались печами, которые топились из кухни или прихожей. Иногда передняя комната отапливалась полугрубком, пристроенном к кухонной плите. Когда топилась плита, грелся полугрубок. Кухонная плита имела духовку и котёл для подогрева воды: пока топилась плита, вода оставалась горячей. Иногда в печь, выходящую в комнату, вставляли духовку, для того чтобы подогревать пищу и держать тёплым чай.
Кроме домашней существовала ещё и так называемая «зоммеркюхе», то есть летняя кухня, которая нередко выполняла и функции столовой. Здесь находилась печь с вмонтированными в неё котлами, один из которых предназначался для нагрева воды. На кухне стояла большая скамья, несколько табуретов и стол. На стене висела ажурная полка для посуды, которая была популярной и среди украинского населения и называвшаяся у них «мыснык» (то есть «место хранения мисок»). Стены дома по традиции украшали картины с цитатами из Библии, сцены охоты, а также изображения белок, оленей, уток, пейзажей. Многие картины были привезены колонистами ещё при переселении из Германии. Чердаки использовались для хранения зерна, семян, подвешенных копчённых окороков и колбас.
Практически в каждом дворе имелся великолепный погреб, а некоторые погреба гильдендорфцев сохранились до нашего времени. По причине жаркого климата их копали на глубину до 5-6 метров. В погреб вели крутые каменные ступени. Вход в погреб выкладывался из камня, также как и свод потолка. Летом погреб использовался как холодильник, зимой здесь сберегали продукты от холода. Правда, известны случаи, когда представители нынешнего, по преимуществу славянского населения, придя в середине ХХ века на смену немецким колонистам Гильдендорфа, попросту засыпали землёй эти огромные каменно-сводчатые подвалы — им представлялось нецелесообразным организовывать и тратиться на вывоз грунта, извлекавшегося в процессе производства строительных работ...
Гордостью немецких колонистов являлся ухоженный передний двор, палисадник с цветами располагался между забором и торцовой стороной дома, выходящей на улицу, и такие палисадники можно было наблюдать в селе вплоть до 1970-х годов двадцатого столетия. Забор высотой около одного метра строили из камня-дикаря, сверху же накладывались полукруглые каменные плиты. А камень-дикарь собирался по берегам Андреевского (Куяльницкого) лимана, где его было великое множество.
Документы, характеризующие жизнь немецкой общины Гильдендорфа в различных аспектах в начале ХХ века пока не обнаружены в архивных учреждениях Одесской области и Украины. Однако практически не может быть никаких сомнений в том, что бурные события этого времени: Русско-японская война 1904-1905 гг., революция 1905-1907 гг., другие важные социальные, общественно-политические, экономические и иные социально значимые события непосредственно отразились и на жизни гильдендорфцев, однако предвестником коренного слома судеб жителей немецкого села стало начало Первой мировой войны, когда прародина гильдендорфцев — Германия — выступила в роли державы, враждебной их современной родине — Российской Империи.
Олег Зиньковский